Ваххабиты утверждают, что у Аллаha есть "тень"(а'узубилляh)
[
]
10.01.2009, 23:34
Бин База (бывшего муфтия ваххабитов в Мекке ) спрашивают:
في حديث السبعة الذين يظلهم الله في ظله يوم لا ظل إلا
ظله، فهل يوصف الله تعالى بأن له ظلاً؟ نعم كما جاء في الحديث، وفي بعض
الروايات: ((في ظل عرشه)) لكن الصحيحين ((في ظله))، فهو له ظل يليق به سبحانه لا
نعلم كيفيته مثل سائر الصفات، الباب واحد عند أهل السنة والجماعة.
Вопрос:
В хадисе сказано - "Семеро будут укрыты в тени Аллаhа, в день, когда не будет
никакой другой тени...". Означает ли это, что Аллаh описывается этим, т.е. что у
Него есть тень?
Бин Баз отвечает:
Да, как это пришло в хадисе, и также в ряде риваятов "в тени Его 'Арша",
однако "в Его тени" является верным. Таким образом, у Него есть тень, которая
соответствует Его [Величию], Субханаху, мы не знаем какая она("кейфия"), также
как [не знаем "кейфия"] в отношении остальных Сыфатов, всё это заходит в одну
категорию у Ахль ус-Сунна Ва ль-Джама'а.
Опровержение: Имам Абу Джа’фар ат-Тахавий в своей известной
книге “Акида ахлус-Сунна валь-Джама’а” сказал: “Кто описывает Аллаhа качествами созданных, тот является неверующим”. Поэтому нужно быть очень осторожным в этих
вопросах, так как невежство в данном случае не является оправданием.
Тень – это недостойное Аллаha и она не является качеством Всевышнего. В
хадисах сказано, что семь категорий людей будут находиться в тени в Судный
День, когда некоторые будут палиться от жара приближенного солнца. Что это за
тень? В некоторых хадисах, как и сам Бин
Базз подчеркивает тень, о которой говорится в хадисах, является тенью аль-‘Арша,
но не Аллаhа, так как Аллаh не тело, чобы у Него была тень! Но в
других хадисах сказано, что это тень Аллаhа в том смысле, что онa владение Всевышнего, которое создано им, но никак
ни качество и часть. Данное понимание мы берем из Корана где сказано :
وَإِذْ بَوَّأْنَا
لإِبْرَاهِيمَ مَكَانَ ٱلْبَيْتِ أَن لاَّ تُشْرِكْ بِي شَيْئاً وَطَهِّرْ
بَيْتِيَ لِلطَّآئِفِينَ وَٱلْقَآئِمِينَ وَٱلرُّكَّعِ ٱلسُّجُودِ
Сура аль-Хадж, аят 26.
В
этом аяте сказано “Байти”, буквально переводится “Мой дом”, если Всевышний Аллаh про Каабу сказал “Байти” – это не значит, что Аллаh находится в Каабе или Кааба Его Атрибут или что она часть от Него. В другом аяте сказано:
فَقَالَ
لَهُمْ رَسُولُ ٱللَّهِ نَاقَةَ ٱللَّهِ وَسُقْيَاهَا
Сура
аш-Шамс, аят 13.
Здесь
говoрится о верблюдице “НакхатаЛлаh”, буквально “Верблюдица Аллаhа”. В данном случае подчеркивается почетность этой верблюдицы перед
другими, но как мы говорили выше, не указывает на часть или соединение с Аллаhом!
Если
кто –то спросит, по поводу хадисов, где говорится о “тени”: вы утверждаете, что
в хадисах подчеркивается владение, но мы знаем, не только эта тень является
владением Аллаhа, а все созданное также входит под
Власть Аллаhа?
Отвечаем: несмотря на то, что все остальные мечети являются
владением Аллаhа, Всевышний назвал Каабу “Своим Домом”(подчекивая ее
величие перед другими
мечетями) также, что касается верблюдицы, которая упомянута выше в
аяте.
И в
конце приведем аят, тоже служащий объяснением обсуждаемому вопросу:
وَهُوَ رَبُّ ٱلْعَرْشِ ٱلْعَظِيمِ
Сура ат-Тавба, аят 129.
Означает: “Он (Всевышний) Господь великого трона”. Хотя Аллаh является Господом всего, в Коране Он сообщил
нам, что является Господом аль-‘Арша. И этим, как сказали ученые,
подчеркивается величие аль-‘Арша и Всемогущество Аллаhа, так как он (трон) является самым огромным
телом, созданным Аллаhом!
Ва билляhи
ат-Тавфик!