Некоторые факты о распространении ваhhабизма в Аравии
[
]
29.01.2009, 17:53
Все началось с того, что ваhhабиты послали группу своих миссионеров в Мекку и Медину с целью привлечения на свою сторону исламских ученых, проживающих в этих городах. Там они начали пропагандировать свои убеждения среди исламских ученых и предъявлять ложные доказательства. В ответ на это исламскме ученые, опровергли их убеждения и предъявили им неопровержимые доказательства, на что у ваhhабитов не нашлось аргументов. Тогда ученые вынесли решение и направили его к религиозному судье г.Мекки, и суд подтвердил решение ученых, вынеся вердикт “об отступлении ваhhабитов от Веры из-за их убеждений”. Судья г. Мекки предупредил всех людей об опасности, исходящей от этого экстремистского течения. Это произошло во время правления шарифа Мас’уда ибн Са‘ида, умершего в 1745г. Он дал приказ посадить ваhhабитских миссионеров в тюрьму. Некоторым из них удалось бежать в местность Ад-Диръия. Там они рассказали своим сторонникам о произошедших событиях. Ваhhабиты воевали против мусульман, и в частности против наместника султана в местности Хиджаз имевшего резиденцию в городе Мекке. Начало этих военных действий приходится на 1785 год. Но сперва ваhhабиты прошли организационный этап и окрепли в своей местности (Неджде), и только затем начали распространять свою идеологию и экстремистскую деятельность на другие регионы. Для более быстрого распространения своей идеологии Мухаммад ибн ‘Абд аль-Ваhhаб установил связь с известными политиками и авторитетными людьми из местности Ад-Диръия, которые поддержали его течение, предоставив ему армию, для укрепления и распространения своей политической власти. После этого, они совместно подчинили себе кочевые бедуинские племена и сделали их бесплатной военной силой. Одним из сторонников распространения ваhhабизма был принц местности Ад-Диръия Мухаммад ибн Са‘уд из племени Бани Хунайфа. Лишь обретя поддержку власть имущих заинтересованных лиц ваhhабизм смог получить свое распространение так как это течение никогда не пользовалось особой поддержкой населения. Есть свидетельства о жестокости ваhhабитов во время покорения Аравии. Они грабили всё на своём пути, убивали без пощады сопротивлявшихся, разоряли пальмовые рощи, забирали урожай фиников, пасли скот на засеянных полях. Ваhhабиты препятствовали мусульманам совершать паломничество, издеваясь над Ка‘абой, разграбили все ее украшения и покрыли черной мешковиной. Так же они разрушали купола над могилами святых людей, и принуждали жителей принимать свои убеждения. Одним из эпизодов подобной деятельности было уничтожение могилы сподвижника Пророка Мухаммада, мир Ему, Зайда ибн аль-Хаттаба, захороненного в Эль – Джубайле. Это было одним из мест, куда стекались паломники. Надгробие разрушил непосредственно Мухаммад ибн Абд аль-Ваhhаб. А вот еще один пример. У диръийских эмиров созрел план захвата Кербелы. Там находились мечеть Хусейна, где был захоронен внук Пророка, мир Ему. Свои замыслы ваhhабиты осуществили в марте – апреле 1802 года по другим данным это произошло на год ранее. Сообщается, что во время этого нападения ваhhабитами были захвачены сабли, усыпанные драгоценными камнями, и жемчужина размером с голубиное яйцо. Это впоследствии досталось Сауду. Об этих событиях восторженно рассказывал Ибн Бишр –ваhhабитский летописец. Он сообщает, что было убито две тысячи жителей Кербелы. Возникновение ваhhабитского движения стало большим бедствием для исламских стран. Представители этой секты принесли много страданий и мучений, распространили вред и зло; пролили много крови невинных людей, произвели раскол в Исламском мире. Основным методом распространения ваhhабизма на Аравийском полуострове был такой: они привлекали на свою сторону часть населения, разлагали изнутри сопротивление, вызывали раскол среди аристократии и, наконец, выполняли функции прямых шпионов. В целом же, несмотря на большие усилия, они с трудом ломали сопротивление. Все это объяснялось тем, что идеология ваhhабизма не находила своих сторонников среди местного населения и распространялась довольно медленно. Следует отметить, что распространению этого экстремистского течения почти всегда способствовали внутреобщественые и внутригосударственные распри и противоречия. Например, жители Омана, в который начали проникать ваххабиты, делились на две группы противостоящие друг другу. Это облегчило завоевание государства. Несколько ранее в Оман была послана книга, которую ваhhабиты назвали «Книгу дозволенных и недозволенных дел в единобожии» с требованием принять доктрину ваhhабизма. Однако, оманцы поняли содержание книги довольно своеобразно. Оманский летописец писал: «В этой книге легализовано убийство всех мусульман, которые не согласны с ним, захват их собственности, порабощение их детей, женитьба на их женах без разрешения полученного от их родственников». Кроме того они вербовали себе сторонников привлекая их материально. Например, они приходили в Мекку во время совершения мусульманами Хаджа и раздавали подарки. Распространение ваhhабизма усложняло обстановку, сложившуюся внутри Османского государства. Кроме этого Османское государство вело войны с другими странами. Ваhhабитам развязывали руки сообщения о том, что французы и англичане вторглись в Египет Ваhhабитское учение является экстремистским, так как содержит в себе нормы и положения направленные на пропаганду войны и разжигание вражды в обществе.