Тому, кто вводит в Ислам плохое дело, записывается грех, а также грех тех, кто последовал этому, и не убавятся их грехи Изречение Пророка Мухаммада, мир Ему В седьмом веке hиджры преемником идей хариджитов стал Ахмад Ибн Таймия. Он родился в Харране (Сирия) в 1236 г.н.э. В 1306–1312 гг. проживал в Египте, где дискутировал с мусульманскими учеными, был обвинен в антропоморфизме и заключен в тюрьму. Он утверждал, что Аллаh находится на высшем пределе высоты. В книге «Кашф аз-зунун» («Раскрытие мнений») автора Абу Хайян Аль-Андалюсий сказано, что Ибн Таймия упомянул в книге, которую он назвал «КИТАБ АЛЬ -‘АРШ», что Всевышний Аллаh сидит на Троне, что Он освободил немного места, и Пророк Мухаммад располагается рядом с Ним. А также Ибн Таймия утверждал, что Аллаh каждую ночь спускается на Первое небо и наблюдает за Своими рабами, и при этом Он не покидает Аль-‘Арш (Трон). Эти убеждения не являются Исламскими. После освобождения из тюрьмы Ибн Таймия выступал против дозволенных религией нововведений и снова был осужден. Ибн Таймия отрицал иджма‘а теологов Ислама более чем по шестидесяти вопросам, о чем сообщил Аль-Хафиз Абу Зур‘а Аль-Димашкий. В 1313 году Ибн Таймия вернулся в Дамаск. Преподавал в медресе. Но своим взглядам не изменял, за что снова был заключен в тюрьму. Смерть настигла Ибн Таймию в дамасской цитадели Аль-Кала‘ в 1328 году. Верховные судьи четырех мазhабов (Исламских правовых школ) вынесли единодушную оценку пагубной деятельности Ибн Таймии, и король Мухаммад Ибн Калявун издал указ, предупреждающий о неверности взглядов этого лжемыслителя. Королевский указ был распространен в Египте и странах Шама (Сирия, Ливан, Палестина, Иордания). Ваhhабиты, как и Ибн Таймия, утверждают, что путешествовать с целью посещения могилы Пророка Мухаммада, мир Ему, является вредным новшеством. Ибн Баттута, знаменитый арабский путешественник, в своей книге «Путешествие» написал: «…В Дамаске был Таки Ад-дин Ибн Таймия , который страдал умственным расстройством. Правитель Ан-Насыр повелел заключить его в тюрьму, где тот и пробыл несколько лет. Затем мать Ибн Таймии обратилась с просьбой к правителю Ан-Насыру, и последний приказал освободить Ибн Таймию. Но Ибн Таймия во второй раз побывал в тюрьме. В то время я был в Дамаске. Как-то раз я отправился на пятничную молитву в мечеть, где Ибн Таймия читал [пятничную] проповедь перед собравшимися верующими с минбара этой соборной мечети. Среди прочего он сказал: “Аллаh опускается на земной [нижний] небосвод так же, как происходит вот это мое нисхождение”, - и он стал медленно по ступенькам спускаться с минбара. Присутствовавший при этом факих Ибн Аз-Захра возразил ему, выразив свое несогласие с тем, что говорил Ибн Таймия…». Ибн Таймия в своей книге «АЛЬ-ФАТАВИ» дает заключение, разрешающее убивать глав государств. Идеологи современных экстремистов советуют своим последователям руководствоваться в своей деятельности этой книгой. Исследователь И. Гольдциер писал об Ибн Таймии: «Его работы... играли роль молчаливой силы, которая время от времени производила взрывы враждебности...» Книги Ибн Таймии, а также сочинения его последователя Ибн Аль-Каййима стали настольными книгами ваhhабитов прошлого и также их современных последователей. Основатель ваhhабизма Мухаммад Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаб неоднократно цитирует Ибн Таймию и Ибн Аль-Каййима. На этих же авторов ссылается и Ибн Ганнам – ваhhабитский историк. Российский историк Васильев А.М. приводит следующее высказывание ‘Абдуллаhа, сына Мухаммада Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаба: “Книги Ибн Аль-Каййима и его шейха (т.е. Ибн Таймии.) у нас считаются одними из самых ценных книг, высказывания... часто используются”. Ибн Таймия плохо отзывался об ‘Али Ибн Абу Талибе, двоюродном брате Пророка и Его сподвижнике, и критиковал его действия. Однако же Пророк Мухаммад, мир Ему, предупредил: «Кто ругает ‘Али, тот ругает меня», а также: «Кто вредит ‘Али, тот вредит мне». Эти изречения передал Аль-Хаким в книге «Аль-Мустадрак» и дал им степень правильности. Несмотря на все это, ваhhабиты считают, что книги Ибн Таймии, подобно Кор`ану, лишены ошибок и их нужно принимать за истину. Мусульманские ученные опровергли и доказали неправильность выводов Ибн Таймии еще при его жизни. Однако спустя три века появился человек по имени Мухаммад Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаб, который последовал некоторым принципам идеологии Ибн Таймии и стал основателем ваhhабитского движения.
|