Традиция лжи В юности Мухаммад Ибн Абдуль-Ваххаб изучал Ислам в Медине. Его отец и старший брат были известными в то время религиозным деятелями. Они, а также другие учителя Ибн Абдуль-Ваххаба, обсуждали с ним основы мусульманского вероучения, которые он с юности подвергал сомнению. Своей критикой он пытался ниспровергнуть самые крупные исламские авторитеты. Отметим, что в духовных вопросах такое отношение к учителям считается худшим из всех видов непослушания, которое может проявить ученик, поскольку отрыв от традиции, непоследовательность в вопросах религии наносит непоправимый вред не только самому ученику, но это вводит в заблуждение огромное число тех, кому он указывает якобы более легкий путь в постижении Истины. Например, одно из ошибочных возрений основоположника секты ваххабитов заключалось в том, что проявление мусульманами уважения к исламским святыням он называл "ширком" - язычеством. Пользуясь тем, что у многих бедуинских племен со времен Джахилии бытовали языческие культы, и они не были достаточно просвещены в вопросах религии, он начал свою проповедь именно среди них. Бедуины последовали призыву Ибн Абдуль-Ваххаба, став участниками всех междоусобиц на стороне отдельных политических сил. Ибн Абдуль-Ваххаб опирался на возрождение древнейших бедуинских военных традиций и связанного с ними "воинского кодекса чести". Опираясь на логику доисламских отношений между бедуинскими племенами (опыт ведения междоусобных войн сформировали особую этику свободолюбивых и непокорных бедуинских племен, малоприемлемую в централизованном государстве), он объявил, что любых политических противников можно уничтожать и лишать имущества. Просвещенные мусульмане были потрясены искажением гуманной сущности Ислама и пытались бороться с распространением ваххабизма в Аравии. Кроме того, уже при жизни Ибн Абдуль-Ваххаба религиозные и политические деятели хорошо понимали, что это течение преследует одни лишь корыстные цели и служит продвижению политического влияния властителей области Ад-Дария и не имеет ничего общего с духовным поиском внутри Ислама. Более того, проповедь ваххабизма, по мнению современников Ибн Абдуль-Ваххаба, не имела ничего общего с "очищением идеалов Ислама", а лишь искажала их. Корни ваххабизма лежат глубже, чем проповедь Ибн Абдуль-Ваххаба. При жизни Пророка Мухаммада, мир ему, появлялись лжепророки-самозванцы. Среди них были как мужчины, так и женщины. Одним же из самых известных лжепророков был Мусайлима Аль-Каззаб из племени бани Хунайфа. Духовные наследники этого лжепророка стали материальной опорой идеологии ваххабизма. Ими стали принц Мухаммад Ибн Сауд, выходец из рода Мусайлима, а затем и его сын Абдуль-Азиз Ибн Сауд. Им было важно заставить людей поверить якобы в "пророческую миссию их рода", поскольку это давало им власть и политическое влияние, которых они не могли добиться на протяжении многих столетий. Именно они поддержали идею "очищения Ислама", отказ от почитания исламских святынь и самого Пророка, мир ему. Подрывая веру людей и лишая их надежды на мир, покой и безопасность, это течение стало антиисламским. Более того, это движение лишало мусульман уверенности в том, что они сами на истинном пути и их учитель истинный. Старший учитель Ибн Абдуль-Ваххаба, Мухаммад Ибн Сулейман писал своему ученику: "О Ибн Абдуль-Ваххаб, я советую тебе ради Аллаха держать при себе свои убеждения и не оскорблять мусульман. Если кто-то из них высказался при тебе в отношении того, что упоминание святых и Пророков (тавассуль) само, помимо Воли Аллаха, приводит к исполнению желаемого, то поправь этого заблудшего, разъяснив ему истину. Если же он упорствует в придании Аллаху соучастников, то назови кяфиром (неверным) лишь его. Но не называй так всех мусульман, поскольку ты сам отклонился от прямого пути, по которому идет большинство, и точнее будет назвать кяфиром того, кто отклонился от пути большинства, потому что он не следует по пути верующих". Традиция насилия Османская империя в то время представляла собой государство, ослабленное внутренним расколом. Сменялись султаны. Шли войны с сопредельными государствами. В это время и укрепились политические позиции ваххабизма. Политическая история ваххабизма началась с агрессии - борьбы на ослабление централизованного государства. Ваххабиты пошли в наступление, и первой жертвой их натиска и оккупации стал Йемен. Мусульманское население захваченных территорий подвергалось насильственному обращению в ваххабизм. Подрывалась гуманная основа Ислама - веротерпимость и ненасильственный призыв к Единобожию. Затем ваххабиты начали активную миссионерскую деятельность среди племен, населявших территории вокруг Мекки и Медины. В эти города отправлялись эмиссары ваххабизма с тем, чтобы любой ценой добиться поддержки мусульманских авторитетных ученых, что было необходимо для осуществления ими своих политических планов. Исторически города Мекка и Медина теснейшим образом связаны с деяниями и именем Пророка Мухаммада, мир ему. Распространение влияния среди населения Мекки и Медины давала ваххабитам прежде всего идеологическую поддержку во всем мусульманском мире. Этим подрывалась еще одна моральная основа Ислама - уважение и любовь к Пророку Муххамаду, мир ему. Реакцией мусульманского общества на деятельность ваххабитов в Мекке и Медине явилось судебное определение, в котором было сказано, что людей, разделяющих взгляды ваххабитов, как и их самих, следует считать вероотступниками, а находящиеся в городе ваххабитские эмиссары должны быть взяты под стражу. Всем выходцам из области Ад-Дария, правители которой поддерживали идеологов ваххабизма, было запрещено совершать Хадж (паломничество к святыням Ислама) и въезжать в Мекку. Это решение было принято во время правления шарифа Мекки Масуда Ибн Саида, умершего в 1745 г. (С именем этого политического и религиозного деятеля связаны первые репрессивные меры в отношении ваххабитов и религиозное заключение, указывающее на то, что основы идеологии ваххабизма несовместимы с Исламом). И дествительно, поездка к святыням Мекки и Медины является для ваххабитов не исполнением священной обязанности Хаджа, а возможностью пропаганды своей идеологии. Для достижения своих корыстных политических целей они, путем распространения среди паломников ложных взглядов, пытались сбить верующих с пути Аллаха, используя тот высокий духовный потенциал любви к Всевышнему, который рождается у мусульман в Хадже. Лицемерие и цинизм при посещении ими мусульманских святынь состоит в том, что сами ваххабиты осуждали их почитание. По этим и другим причинам им было отказано во въезде в Мекку. Потеряв надежду добиться своих целей мирным способом, в 1785 г. ваххабиты напали на племена, находившиеся под юрисдикцией Мекки, тем самым им удалось втянуть в военные действия мекканские власти, которые выступили на защиту своих граждан. Сложная политическая и экономическая обстановка в Аравии способствовала тому, что отдельные племена стали принимать сторону ваххабитов, боясь расправы в случае отказа от сотрудничества с ними, либо соглашаясь на подкуп. Так, например, ваххабиты осадили город Ат-Тоиф, а затем, войдя в него, вырезали почти все его население. Город лежал в руинах, был полностью разграблен, религиозные книги сожжены. Вхождение же в Мекку ваххабиты откладывали несколько раз из-за большого скопления в нем паломников, которые без сомнения оказали бы им достойное сопротивление. По окончании времени Хаджа ваххабиты все же вошли в Мекку, взяв ее без боя. Правитель Мекки шариф Голиб Ибн Мусаида хотел любой ценой избежать кровопролития в священном городе мусульман и впустил ваххабитов в Мекку. Незадолго до их вхождения в город он даже заключил с ваххабитами соглашение о ненападении, которое было подписано 8 муххарама 1789 г. Ваххабиты нарушили свое обещание: они не только оккупировали Мекку, но и двинулись на г.Джидду, куда отступили войска правителя Мекки. В 1800 г. ваххабиты блокировали Мекку и перекрыли все подступы к городу. Блокада стала жестоким испытанием для мекканцев. В городе свирепствовал голод. Глядя на страдания горожан, шариф Голиб принял решение заключить с ваххабитами договор о мире. В том же году они сумели захватить Медину. Первым их деянием стало разграбление святой комнаты, где находилась могила Пророка Мухаммада, мир ему. Их власть над священными городами продолжалась семь лет. За это время они разграбили все украшения Каабы и накрыли ее черной мешковиной. Они разрушили купола над могилами. Они запрещали повторять хвалу Пророку (салаваты), мир ему. Ибн Абдуль-Ваххаб лично отдал приказ казнить муэдзина, прочитавшего хвалу Пророку, мир ему. Они вводили новые, неслыханные в мусульманском мире традиции: бритье головы не только мужчинами, но и женщинами. Передают, что в ответ на это одна женщина потребовала от ваххабитов сбрить бороды. Ибн Абдуль-Ваххаб не смог найти ответа и оставил женщин в покое. Действуя в таком духе ваххабиты не могли не вызвать протест со стороны жителей оккупированных городов. В 1806 г. в Османской империи возобладала линия на укрепление централизованной власти. Одним из признаков оздоровления политической ситуации становится Указ Махмуд-хана II, по которому его наместник в Египте Мухаммад Али-паша наделяется полномочиями подготовить армию для борьбы с ваххабитами. Во главе антиваххабитской армии становится сын наместника Египта - Тусун-паша. Первыми успехами этой армии стало освобождение города Юмбу. Дальше войска Тусун-паши не продвинулись из-за плохого знания местности и тактических просчетов. В 1807 г. в поход против ваххабитов выступил его отец Мухаммад Али-паша. Он освободил города Ас-Софра и Аль-Хадида, сделав то, что не удалось его сыну в первом походе. Он вошел в эти города без вооруженного столкновения, применяя тактические и политические методы. Он начал выплачивать бедуинам вознаграждение, щедро одаривая тех, кто поддерживал его армию. Мухаммад Али-паша постоянно советовался по политическим вопросам с шарифом Мекки Голибом. Благодаря согласованности их действий, была освобождена Медина. Затем армия вошла в г.Джидду. В результате ваххабиты и их лидер Сауд сами вышли из Мекки и скрылись в области Ад-Дария. В 1808 г. шариф Голиб, находившийся к тому времени на должности шарифа Мекки уже 26 лет, арестовал в Ат-Тоифе наместника ваххабитов Усмана Аль-Мудокыйя и отправил его в Египет. Затем его перевезли в резиденцию султана, где он и был казнен. Сам же шариф Голиб также отправился в резиденцию султана по требованию Муххмада Али-паши. В 1809 г. был арестован лидер ваххабитов в Медине Мубарак Ибн Мадыян, а затем казнен. В том же году Мухамад Али-паша предпринял новый поход на города Тюрба и Биша, на территории Гомид, Заран и Асир для разгрома ваххабитов. Оплотом ваххабизма оставалась одна область Ад-Дария, в которой после смерти Сауда в 1809 г. оставался править его сын Абдуллах Ибн Сауд. В 1812 г. Мухаммад Али-паша назначил своего сына Ибрахима командовать армией. Мухамад Али-паша отстранил от участия в боевых действиях своего старшего сына, уличив его в переписке с Абдуллахом Ибн Саудом. Ибрахим-паша окончательно разгромил ваххабитов на их собственной территории. Абдуллах Ибн Сауд был взят в плен и в 1815 г. был предъявлен жителям Стамбула и казнен. Так бесславно закончили свой жизненный путь те, кто встал на путь лжи, насилия, обмана и подкупа. Шариф Голиб, посвятивий себя борьбе с ваххабизмом, остаток жизни провел в Солониках. Он умер в 1811 г. Над его могилой был возведен купол, и люди по сей день приходят к ней на зиярат.
|