Жертвоприношение в Исламе является “Сунна муаккада” – это то, что
Посланник Аллаhа, саллаллаhу алайhи ва саллам, делал постоянно. Если
человек в состоянии сделать жертвоприношение, то для него оно является
желательным. В жертву следует принести верблюда, коров, овец и коз.
Верблюд должен быть не младше пяти лет, корова и коза - не младше двух
лет, овца - не младше одного года. Верблюда и корову можно разделить на
семь частей, т.е. семеро человек могут их разделить между собой, одна
из семи частей от коровы и верблюда засчитывается жертвоприношением как
за одного человека. Коза или овца засчитывается только за одного.
Лучше, если человек заколит сам одну овцу, чем принимать участие в
делении верблюда или коровы. Животное, которое будет заколото, будь это
верблюд, корова, коза или овца, не должны иметь недостатки: не должны
быть больными, например, если у него отрезан кусок от уха, то по
мазхабу имама аш-Шафии оно не пригодно для жертвоприношения в Ийд
аль-Адха. А если ухо просто порезано или проколото, то это допускается.
Если хромает так, что не может пастись, или болеет так, что отощало,
также не пригодно к жертвоприношению.
Время закола начинается в день праздника 10-го Зуль-Хиджа, после того,
как будет исполнен праздничный намаз и прочитаны две проповеди после
намаза. Сказал Посланник Аллах1а, саллаллах1у алайхи ва саллам: “Кто
пришел на праздничную молитву и совершил ее, затем послушал две
проповеди и после этого принес жертву, тот выполнил мою сунну. Если он
заколол до этого, то его жертвоприношение не считается, ему следует
заново сделать его”. Передано, что Пророк, алайhис салам, в Ийд
аль-Адха (в праздничний день) заколол двух белых барашек с большими
рогами. Время жертвоприношения длится с этого момента до захода солнца
13 -го числа Зуль-Хиджа, т.е. праздничный день и следующие три дня,
которые называются “ат-Ташрик”. Лучше, если человек будет колоть
животное сам, чем поручит это другому, а если поручил, то здесь тоже
желательно, чтобы он или кто-то из его семьи, (например, жена)
находился рядом. Но можно поручить другому и отсутствовать во время
жертвоприношения. Что касается мяса этого животного, его шкуры и т.п.,
то сказано, что в Судный День, они превратятся в благие деяния.
Жертвоприношение (одна из семи частей от верблюда или коровы, или одна
овца, или одна коза) считается за себя, и за тех кого он обеспечивает:
либо он делает за себя, либо за свою жену, либо за своего ребенка, за
отца или мать; если есть возможность, то делает жертвоприношение за
каждого, если же не имеет такой возможности, то делает за того, кого
хочет. И желательно это мясо разделить на три части: одну для бараката
оставляет себе, вторую отдает нуждающимся, третью отдает родственникам,
знакомым… , даже если они богатые, является сунной дарить им в качестве
подарка. Если он раздаст все мясо, то это тоже засчитывается. Не
достаточно заколоть одного барана, совмещая кхурбан и акхикху за
ребенка, так как это два разных ритуала. С животного, заколотого в
качестве жертвоприношения, ни мясо, ни шкура, ничего не продается. Если
поручал кому-то заколоть животное, то ни мясо, ни шкуру, ни другие
части в качестве зарплаты заколовшему не дают, но может подарить как
подарок.
Вопрос: Шейх, а если кто-то имеет долг, то как следует ему поступить в данном случае? Ответ:
Если кто-то кому-то должен и срок уплаты долга еще не наступил, но он
знает, что будет иметь возможность, иншаа Аллах1, уплатить долг к
сроку, то он делает жертвоприношение. Также после наступления срока
уплаты долга, он может сделать жертвоприношение, если тот, кому он
должен, дает ему отсрочку.
Является сунной поститься в
канун дня праздника – день стояния Арафа, 9 Зуль-Хиджа. Этот день
является самым лучшим днем года (а самая лучшая ночь – это Ночь
Предопределения, Ляйлат аль-Кхадр). В день праздника Ийд аль-Адха (10
Зуль-Хиджа) и в последующие три дня ат-Ташрикх (11, 12, 13 Зуль-Хиджа)
нельзя держать пост, также, как в Ийд аль-Фитр (праздник по окончанию
месяца Рамадан – 1 Шавваль).
Жертвоприношение имеет большое значение в Исламе, это также является
следованием Пророку Ибрахиму, алайхис-салам. До Него, алайхис-салам,
это сделали Кхабиль и Хабиль - два брата, сыновья Пророка Адама,
алайhис-салам. Первым, кто это сделал и от которого было принято
Всевышним, является Хабиль, и сказано - от Кхабиля Аллаh не принял
жертвоприношение. Известно, что Пророк Ибрахим, выполняя повеление
Аллаhа, был готов принести в жертву своего сына. Когда у Пророка
Ибрахима, алайhис-салам, не было детей, он попросил у Всевышнего, чтобы
Он дал Ему ребенка, и Аллаh Всевышний ответил на Его просьбу, дав Ему
благочестивых Сыновей – Исмаиля и Исхьака. Когда Исмаил достиг
возраста, что Он уже был помошником Своему Отцу, Пророк Ибрахим увидел
во сне, что Он приносит в жертву Своего Сына. Сны Пророков являются их
откровением, и Он понял, что это повеление от Аллаhа. Пророк Ибрахим
рассказал Сыну о Своем откровении, и, несмотря на свой юношский
возраст, Исмаил ответил: Будь покорным Всевышнему и исполни Его
повеление, я по Воле Всевышнего вытерплю это!
Затем Пророк со Своим Сыном Исмаилем, взяв нож и веревку, ушли подальше
от их дома, чтобы мать Исмаиля Хаджар не узнала об этом. Когда они
дошли до Арафат, Ибрахим, алайхис-салам, положил своего Сына на правую
сторону, и Исмаил сказал Ему: О, мой отец, завяжи меня так сильно,
чтобы я не мог двигаться; будь осторожным, чтобы на твою одежду не
попала кровь, если моя мать увидеть это, она сильно опечалиться и
передай ей от меня салам. Тогда Пророк Ибрахим, алайhис-салам, заплакал
и, обняв своего Сына, сказал: О, мой сын, я доволен тем, что ты
помогаешь мне исполнить повеление Всевышнего. Когда уже Ибрахим,
алайhис-салам, проводил ножом по горлу, то нож поворачивался тупой
стороной и не резал. Исмаил, алайхис-салам, сказал своему отцу: О, мой
отец, что случилось? Пророк Ибрахим ответил: Нож не режет. Тогда сын
сказал: Надави посильнее. После этого Пророк Ибрахим с правой стороны
услышал голос: О, Ибрахим ты исполнил повеление Всевышнего. И Пророк
увидел большого барана, которого принес Ангел Джабраиль из Рая. Это
было заменой для Исмаила, и Пророк Ибрахим заколол его (барана),
принося в жертву.
Если спросят, почему Всевышний повелел принести в жертву Своего Сына
Пророку Ибрахиму, алайhис-салам, то ответ на это следующий: чтобы мы
знали, на сколько покорны Его Пророки, ведь как сильно хотел Ибрахим,
алайhис-салам, ребенка и, когда Всевышний повелел Ему принести его в
жертву, Он был готов это сделать без какого-либо колебания. У Него даже
не появилась такая мысль “сделать мне этого или нет”. Если кто-то
говорит, что это было испытание Пророку от Аллаhа для того, чтобы
проверить Ибрахима, алайхис-салам, сделает Он это или нет – то это
против религии Ислама. Так как Аллах1у не нужно никого проверять,
потому что Аллаh Всезнающий - до сотворения всего человечества Аллаh
знал, кто, чем будет заниматься.
Аль-хамду лиллах1и Роббиль-'Аламин, ва биллах1и тавфикх!