Тому, кто вводит в Ислам плохое дело, записывается грех, а также грех тех, кто последовал этому, и не убавятся их грехи Изречение Пророка Мухаммада, мир Ему
В седьмом веке hиджры преемником идей хариджитов стал Ахмад Ибн Таймия.
Он родился в Харране (Сирия) в 1236 г.н.э. В 1306–1312 гг. проживал в
Египте, где дискутировал с мусульманскими учеными, был обвинен в
антропоморфизме и заключен в тюрьму. Он утверждал, что Аллаh находится
на высшем пределе высоты. В книге «Кашф аз-зунун» («Раскрытие мнений»)
автора Абу Хайян Аль-Андалюсий сказано, что Ибн Таймия упомянул в
книге, которую он назвал «КИТАБ АЛЬ -‘АРШ», что Всевышний Аллаh сидит
на Троне, что Он освободил немного места, и Пророк Мухаммад
располагается рядом с Ним. А также Ибн Таймия утверждал, что Аллаh
каждую ночь спускается на Первое небо и наблюдает за Своими рабами, и
при этом Он не покидает Аль-‘Арш (Трон). Эти убеждения не являются
Исламскими. После освобождения из тюрьмы Ибн Таймия выступал против дозволенных религией нововведений и снова был осужден. Ибн Таймия отрицал иджма‘а теологов Ислама более чем по шестидесяти вопросам, о чем сообщил Аль-Хафиз Абу Зур‘а Аль-Димашкий.
В 1313 году Ибн Таймия вернулся в Дамаск. Преподавал в медресе. Но
своим взглядам не изменял, за что снова был заключен в тюрьму. Смерть
настигла Ибн Таймию в дамасской цитадели Аль-Кала‘ в 1328 году.
Верховные судьи четырех мазhабов (Исламских правовых школ) вынесли
единодушную оценку пагубной деятельности Ибн Таймии, и король Мухаммад
Ибн Калявун издал указ, предупреждающий о неверности взглядов этого
лжемыслителя. Королевский указ был распространен в Египте и странах
Шама (Сирия, Ливан, Палестина, Иордания). Ваhhабиты, как и Ибн
Таймия, утверждают, что путешествовать с целью посещения могилы Пророка
Мухаммада, мир Ему, является вредным новшеством. Ибн Баттута, знаменитый арабский путешественник, в своей книге «Путешествие» написал:
«…В Дамаске был Таки Ад-дин Ибн Таймия , который страдал умственным
расстройством. Правитель Ан-Насыр повелел заключить его в тюрьму, где
тот и пробыл несколько лет. Затем мать Ибн Таймии обратилась с просьбой
к правителю Ан-Насыру, и последний приказал освободить Ибн Таймию.
Но Ибн Таймия во второй раз побывал в тюрьме. В то время я был в
Дамаске. Как-то раз я отправился на пятничную молитву в мечеть, где Ибн
Таймия читал [пятничную] проповедь перед собравшимися верующими с
минбара этой соборной мечети. Среди прочего он сказал: “Аллаh
опускается на земной [нижний] небосвод так же, как происходит вот это
мое нисхождение”, - и он стал медленно по ступенькам спускаться с
минбара. Присутствовавший при этом факих Ибн Аз-Захра возразил ему,
выразив свое несогласие с тем, что говорил Ибн Таймия…». Ибн
Таймия в своей книге «АЛЬ-ФАТАВИ» дает заключение, разрешающее убивать
глав государств. Идеологи современных экстремистов советуют своим
последователям руководствоваться в своей деятельности этой книгой.
Исследователь И. Гольдциер писал об Ибн Таймии: «Его работы... играли
роль молчаливой силы, которая время от времени производила взрывы
враждебности...» Книги Ибн Таймии, а также сочинения его
последователя Ибн Аль-Каййима стали настольными книгами ваhhабитов
прошлого и также их современных последователей. Основатель ваhhабизма
Мухаммад Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаб неоднократно цитирует Ибн Таймию и Ибн
Аль-Каййима. На этих же авторов ссылается и Ибн Ганнам – ваhhабитский
историк. Российский историк Васильев А.М. приводит следующее
высказывание ‘Абдуллаhа, сына Мухаммада Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаба: “Книги
Ибн Аль-Каййима и его шейха (т.е. Ибн Таймии.) у нас считаются одними
из самых ценных книг, высказывания... часто используются”. Ибн
Таймия плохо отзывался об ‘Али Ибн Абу Талибе, двоюродном брате Пророка
и Его сподвижнике, и критиковал его действия. Однако же Пророк
Мухаммад, мир Ему, предупредил: «Кто ругает ‘Али, тот ругает меня», а
также: «Кто вредит ‘Али, тот вредит мне». Эти изречения передал
Аль-Хаким в книге «Аль-Мустадрак» и дал им степень правильности.
Несмотря на все это, ваhhабиты считают, что книги Ибн Таймии, подобно
Кор`ану, лишены ошибок и их нужно принимать за истину. Мусульманские
ученные опровергли и доказали неправильность выводов Ибн Таймии еще при
его жизни. Однако спустя три века появился человек по имени Мухаммад
Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаб, который последовал некоторым принципам идеологии
Ибн Таймии и стал основателем ваhhабитского движения.
|