Во Имя Аллаха, Милостивого для всех на Этом Свете и лишь для верующих в День Суда.
Во Имя Аллаха, Милостивого для всех на Этом Свете и лишь для верующих в День Суда.
Хвала Аллаху, обращаемся
к Нему за помощью, Одному -Единственному Создателю, существующему без
всяких причин. ерю сердцем, признаю и подтверждаю языком, что нет
божества кроме Одного - Единственного Создателя –Аллах1а, обязательно
существующего, Хвалящего и Хвалимого; и верю всем сердцем, признаю и
подтверждаю языком, что Мухаммад - Его Посланник. О Аллах, дай Пророку
Мухаммаду больше почетности и сохрани Его общину. Благослови Его, Его
сподвижников, семью и тех,кто пошел по Его пути, каждый раз, когда
сердце наполняется чистыми знаниями, и каждый раз когда доказывается
ложность атеизма и приписывания Богу подобия. Истина - это убеждение в
Единобожии, чистое от лишних слов, сложностей, неясностей и
запутанностей. И в том нуждается всякий жаждующий. Пусть Аллах1 даст
это убеждение в пользу Своим рабам.
Сказал Пророк Мухаммад, мир Ему: «Наивысшая обязанность рабов Аллах1а, –это поклоняться Аллах1у и не придавать Ему соучастников». Передали имамы Аль-Бухарий и Муслим. Имам Аль-Газалий сказал: «Поклонение
не будет принято Аллах1ом до тех пор, пока человек не узнает Того, Кому
должен поклоняться Единственного достойного поклонения Бога». Что означает – Поклонение (‘Ибадат)? Сказал Аль-Хафиз Ас-Субкий: «‘Ибадат - это наивысшая степень смирения и покорности». Если кто-то тебя спросит: «Кому ты поклоняешься?», то скажи: «Я поклоняюсь Аллах1у,
кроме Которого нет божества; Который не занимает места ни на земле, ни
на небе; Который существовал до того, как были место и время, и
существует таким сейчас. Ни в коем случае нельзя представлять Его
сердцем, так как Аллах1 не имеет подобия существующим; На земле Его -
Власть, в Раю - Его Милость, в Аду - Его Наказание».Если спросили тебя:
«Кто Аллах1?», скажи: «Если ты спрашиваешь о Его Имени, то Аллах1 – Ар-Рахман и Ар-Рахим, и у Него Наипрекраснейшие Имена. А если ты спрашиваешь о Его Сыфате,
то Его Жизнь – сама по себе и вечна; Его Знание –Вечное и охватывает
абсолютно все; Его Всемогущество - Совершенное и Вечное; ничего не
находится без Его Слышания и Видения. Если же ты спросил о Его Делах,
то это - Создание всего, и Наделение всего своим предназначением. Если
спросили о Его Сущности, то Аллах1 не тело, не прилагаемое к телу
(покой, движение, цвет и т.д.) и не состоит из чего-либо. Аллах1 не
похож на то, что можно себе представить. Однако Аллах1 существует, и
Его Существование – обязательное; Он не был основой чего-либо, не
является результатом чего-либо; Он не родил и не был рожден, и нет
абсолютно ничего, подобного Ему, Он - Всевидящий и Всеслышащий». И если
кто-то говорит: «Я совершаю наивысшую степень поклонения Тому, Кто
имеет эти Сыфаты», то он - спасенный верующий. Знание об Аллах1е – наиважнейшее из знаний,так как оно сообщает о Том, Кто создал нас и этот мир. Даже
если человек знает, что есть Единый Бог, Которому надо поклоняться, но
представляет Его в каком-либо образе, то этот человек поклоняется не
Аллах1у, а тому, что себе представил, и обращается с мольбами,
надеждами не к Аллах1у, а к тому, что явилось плодом его воображения, и
этот человек не знает Бога. Поэтому, чтобы благодеяния были приняты
Аллах1ом, Вера человека, его убеждения должны быть правильными, не
замутненными искаженными представлениями. Наше знание об Аллах1е
Всевышнем не является абсолютным, а заключается в следующем:
1.Знание того, что обязательно присуще Аллах1у
2.Знание того, что абсурд (невозможно) по отношнию к Аллах1у
3.Знание того, что возможно по отношению к Аллах1у.
Первое - обязательное,
то есть касающееся того, небытие чего невозможно представить. Это -
Аллах1 и Его Сыфаты (Атрибуты), поскольку разум отвергает небытие в
отношении Того, Кто создал этот мир (ибо мир не мог возникнуть сам, без
Того, Кто дал ему бытие) и Его Вечных Атрибутов. Существование Аллах1а
- Аллах1 Существует и Его Существование не похоже на существование
созданных, потому что все созданное появилось в бытие по Воле и
Определению Всевышнего, а Аллах1 Существует Сам по Себе, Его
Существование Ему никем не дано, так как Он Существует Вечно без
начала. А все что имеет начало не подобно Творцу.
Второе - абсурдное,касающееся
того, бытие чего представить невозможно (например, невозможно
представить соучастника Аллах1у, поскольку Бог – Единственный Создатель
мира, и Он не имеет подобия).
Абсурд–
считать, что Аллах1 имеет начало Своего Существования (то есть, что
имеет «создателя»), так как имеющий начало является созданным (то есть
нуждающимся в Том, Кто дает это начало).
Абсурд
– считать, что Аллах1 имеет конец Своего Существования, так как небытие
в отношении Аллах1а невозможно представить, то есть это – абсурд, и
Бытие Аллах1а, согласно здравому смыслу, – обязательно. То, что имеет
конец, обязательно нуждается в Том, Кто положит конец его
существованию. А любая нужда – это слабость, а слабый не достоин
наивысшей степени поклонения.Аллах1 Вечен, и все Его Сыфаты вечны,
так как абсурд считать, что Аллах1у присущ конечный сыфат, ибо Аллах1
Вечен и Ему не присуще изменение (изменение, представляющее собой
процесс перехода от лучшего к худшему, от меньшего к большему, или
наоборот, – качество, присущее созданным).
Третье-возможное -«Творить
или нет все то, что «возможное». Как например, послать Посланников и
ниспослание Священных Писаний, радость кого-то и горесть другого,
попадание кого-то в Ад или Рай, а также виденье Всевышнего на Том
Свете. Доказательство этого: если Аллах1 был бы обязан творить
что-либо или не имел возможности, то Он был бы вынужден, а если Он был
бы вынужден, то был бы слабым, а если Он был бы слабым, то не
существовало бы что-либо из этой Вселенной, а это ложь.
Чтобы не впасть в заблуждение, следует воздерживаться от размышлений о Сущности Аллах1а. Сказано в Хадисе (передал Абуль-Касым Аль-Ансарий), означающее: «Го́спода невозможно охватить разумом».
Сказал Имам Аш-Шафи‘ий: «Кто
стремился познать Создателя и дошел до того, что стал придавать Аллах1у
образ, тот – мушаббих (приписывающий Аллах1у подобие). А кто отрицает
существование Аллах1а, тот – атеист. Тот же, кто признал существование
Аллах1а и то, что невозможно постичь Его Сущность, тот – верующий в
Единого Аллах1а».
Наставление по этому вопросу дал сподвижник Пророка, мир Ему, Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах1: «Размышляйте о созданиях Аллах1а и воздерживайтесь от размышлений оЕго Сущности», поскольку известно от ученых, что «никто не знает Сущности Аллах1а, кроме Самого Аллах1а».
Не
каждый, кто рожден от мусульман, умирает верующим. И не всякий,
считающий себя верующим, является им. Называя себя мусульманами, мы
должны исповедовать Исламские убеждения, базирующиеся на истинных
знаниях, которые сохранили и передали нам в наследство от Пророка,
салляллаху аляйхи ва саллям, великие ученые Ислама: Имам ‘Али ибн Абу
Тoлиб, Имам Абу Ханифа, Имам Абу Джа‘фар Ат-Тахавий, Имам Ахмад ибн
Ханбаль, Имам Мухаммад ибн Идрис Аш-Шафи‘ий, Имам Ахмад Ар-Рифаи и
многие другие наши великие предшественники. «Ученые – наследники Пророков», –
сказано в одном из Хадисов. И бесценное знание Кор`ана и Сунны Пророка
Мухаммада, мир Ему, пришло к нам из их уст. Они обобщили накопленные
знания и развили религиозные науки. Благодаря их благочестивым
трудам мы имеем возможность изучать ‘Акыйду (Вероучение), ритуалы
поклонения Аллах1у, узнавать о Повелениях и Запретах Аллах1а.
Все
истинные ученые Ислама верили, что Аллах1 превыше любых недостатков,
т.е. всего того, что недостойно Его. К таким недостаткам относятся
любые из качеств созданных: наличие тела, органов, образа,
ограниченность в пространстве,
местонахождение, перемещение, движение или покой, сидение и все другие
созданные качества. Приписывание Аллах1у хотя бы одного из этих качеств
является ширком (язычеством). А Аллах1 сказал в Кор`ане, что Он не простит того, кто совершает ширк, тогда как прощает все, что делается кроме этого, всякому, кому хочет (Сура 4 «Ан-Ниса`», Аят 48).
В
наше время распространилось много литературы реформаторов религии,
представляющихся ревнителями Ислама, в которой — отход от норм и
принципов истинного учения Ислама. В своих рассуждениях они приводят
толкования Корана, и человек, несведущий в Исламе, может не понять, что
эти толкования основываются на их собственном мнении, восприятии и не
соответствуют тем объяснениям, которые дали общепризнанные исламские
теологи и муфассиры (толкователи Корана). Эти горе-реформаторы являются
одними из тех, про которых Пророк,мир ему, сказал: «Пусть приготовит место себе в Аду тот, кто толкует Коран по своему усмотрению».
В хадисе, переданном от Табарани, говорится, что
тот, кто будет толковать Коран без соответсвующих знаний, если даже
сказанное им будет правильным, все равно является ошибающимся.
Как постигается смысл Аятов Священного Кор`ана.
Чтобы обращаться к тексту Кор`ана, следует, во-первых,руководствоваться знанием того, что все Аяты Кор`ана делятся на Аяты, называемые «мухкамат» (Аяты, имеющие одно значение, ясное по смыслу), и Аяты, называемые «муташабихат» (смысл
которых не лежит на поверхности). Об Аятах «мухкамат» сказано в
Кор`ане, что они – «Матерь Писания», и они являются основой для
понимания Аятов «муташабихат» (непрямого смысла). Почти все ученые
первых 3-х столетий со времен Пророка Мухаммада, мир Ему, толкуют Аяты
непрямого смысла в общем виде, так как не было особой необходимости
давать дополнительные разъяснения, и верят, что эти Аяты имеют
значение, достойное Величия Аллах1а. Они не дают этим Аятам конкретного
толкования (но некоторые из этих ученых, к примеру, Ибн ‘Аббас, Имамы
Ахмад и Аль-Бухарий, давали подробное толкование Аятов непрямого
смысла). Ученые же более позднего времени также не объясняют эти Аяты
по внешнему виду, а разъясняют их подробно и дают конкретное значение в
соответствии с религией и арабским языком. Такое толкование
представляется очень важным, так как при изучении этих Аятов необходимо
обезопасить себя от попадания в такой вид неверия, как уподобление
Аллах1а созданным. О правомерности толкования текста Кор`ана говорит
тот факт, что сам Пророк Мухаммад, мир Ему, просил Аллах1а о даровании
Ибн ‘Аббасу (двоюродный брат Пророка) мудрости и дара толкования
Кор`ана (этот Хадис передал Имам Аль-Бухарий и другие передатчики). Второе правило, которому следуют при разъяснении Аятов Кор`ана,
– это помнить, что Аяты Кор`ана не противоречат друг другу, так как
все, что передано Аллах1ом, истинно. То есть, если в одном месте
Кор`ана сказано, что «нет ничего подобного Аллах1у», то понимаем, что в любом другом месте священного текста не будет Аята, опровергающего это утверждение («нет ничего подобного Аллах1у»).
И если, читая перевод Кор`ана (или же Хадиса), увидим, что переводчик
придает Аллах1у подобие, то следует отнести это к неверности перевода,
а не к смыслу Аята.
Человеческий
разум, как бы он ни был огромен, имеет свои границы и несравненно слаб
и совершенно неспособен объять разумом Всевышнего Творца. Авторитетный
ученый Ислама Имам Ар-Рифа‘ий сказал: «Наибольшее, чего может
достичь человек в своем познании Аллах1а, – это глубокого знания и
убежденности в том, что Аллах1 существует без образа и без места». Аллах1у присущи самые величественные Сыфаты, достойные только Его. И не приписывается Ему подобие. Сыфаты Аллах1а не подобны сыфатам созданных. Аллах1у присущ Сыфат «Жизнь», и этот Сыфат Аллах1а не похож на наш сыфат «жизнь». Аллах1у присуще Знание,
и Его Знание не подобно нашему знанию. Аллах1у присуще Слышание, и Его
Слышание не подобно нашему слышанию. Так можно продолжать и дальше. И
то, что некоторые названия Сыфатов Аллах1а и сыфатов человека одинаковы
(«Жизнь Аллах1а» и «жизнь человека»,«Знание Аллах1а» и «наше знание»,
«Слышание Аллах1а» и «слышание людей»), то это – лишь совпадение по
названию, тогда как по содержанию эти слова – совершенно разные понятия. Имам Абу Джа‘фар Ат-Тахавий сказал: «Кто приписывает Аллах1у хотя бы одно из человеческих свойств, тот совершает куфр (неверие)».
Имам
Абу Ханифа в своей работе «Фикх Аль-Абсат» так написал о Вечности
Атрибутов Бога и о положении того, кто заблуждается по этому вопросу: «Сыфаты
(Атрибуты) Аллах1а не созданы, не появились, им не предшествовало
небытие: все Сыфаты Аллах1а – вечные, не имеющие начала. Изменение и
перемена состояний бывают у созданных. Кто говорит, что Сыфаты Аллах1а
появились после небытия, или что они созданы, также и тот, кто
воздерживается от подтверждения убеждения о вечности Сыфатов Аллах1а
или же имеет сомнение в этом вопросе, тот – кяфир (неверующий)».Потому знай,
что Творец, да возвысится Он, — не образ и не форма. Он не поселяется и
не помещается в какой-либо форме, и Он далек от вопросов «как?», «сколько?», «что?» и «почему?». Он
не похож ни на что вокруг, и ничто не похоже на Него. Он далек от
любого видоизменения и уподобления, что приходит на ум или в
воображение, ибо это — свойства созданий, а Он — их Создатель и все это
не может быть Его свойствами. И
Он, да возвысится Его величие, — нигде и ни над чем, так как никакое
место не заключает Его в себя. И все, что в мире, находится под Его
Троном, под Его властью и в Его подчинении. И Он до создания Трона был
выше того, чтобы где-то находиться. И Трон не удерживает Его, но
удерживает Трон и Его ношу, Его Милость, и Мощь. И Он выше
того, чтобы нуждаться в местонахождении; так было до создания Трона и
после его создания тоже. Изменения или перемены не могут коснуться Его
качеств. Он выше свойств созданий и далек от них. Пока мы в земном
мире, о Нем есть у нас лишь знание, на том свете Он не виден так, как
мы привыкли лицезреть что-либо в этом мире, мы будем видеть Его в
будущей жизни без примера и подобия, так как то созерцание не похоже на
созерцание в земной жизни. Нет подобного Ему, Он — Всеслышащий,
Всевидящий.
Мы
надеемся, что приведенные многочисленные доказательства того, что
Аллах1 не подобен своим созданиям ни в чем – ни в Своей Сущности, ни в
Своих Сыфатах, ни в Своих Действиях, – окажутся достаточными, чтобы
убедить колеблющегося в этом. Для мусульманина должно быть несомненно,
что Аллах1у нельзя приписывать качества созданных. Нельзя думать, что
Аллах1у присуще тело или какие-либо из свойств тел. Не приписывается
Аллах1у ни один образ, Аллах1 не занимает никакого места в
пространстве, Ему не присуще движение или покой, Он не перемещается и
не стоит на месте, – Аллах1 не подобен созданному.