Слова имама Малика, рахимахуллаh, по поводу аята “Истава”
Слова имама
Малика, рахимахуллаh, по поводу аята “Истава”
Передано от
имама Малика его высказывание об «истава». Передал имам аль-Байхакий в Асмаа
вас-Сыфат от Абдуллаhа ибн Вахба и от Яхья ибн Яхья:
«Рассказал Абу Абдуллаh от Ахмада ибн Мухаммад ибн Исмаил
ибн Михран от его отца от Абу ар-Рабиа ибн Ахи Ришдии ибн Саада, что он сказал:
я слышал от Абдуллаhа ибн Ваhба, что он сказал: «Мы были у Малика
ибн Анас, один мужчина зашел и спросил: «о, Абу Абдуллаh, ар-Рох’ман алаль ‘Аршистава
как это Его истава? » Малика охватил сильный пот, затем поднял голову и
сказал: «ар-Рох’ману алаь ‘Аршистава,
как Он себя описал и не говорят как, так как образ от него отвергнут. Я не вижу
тебя кроме как сторонником бид’и», затем повелел, чтобы его вывели и он был
выведен». Асмаа вас-Сыфат стр. 408.
рассказал Абу
Бакр Ахмад ибн Мухаммад ибн аль-Харис аль-Факих аль-Асфаханий от Абу Мухаммада
Абдуллаhа ибн Джаафар ибн Хаййан аль-Мааруф
би Аби аш-Шайх, чтоАбу Джаафар ибн
Зайрак аль-Базий сказал: что он слышал, что Яхъя ибн Яхъя сказал: «Мы были у
Малика ибн Анас, один мужчина зашел и спросил: «о, Абу Абдуллахh, ар-Рох’ман ‘алаль ‘Аршистава, как
это Его истава?» Малика охватил сильный пот, затем сказал: «истава не является неизвестным, разум не допускает образ, вера в него
обязательно, спрашивать это бид’а и я не вижу тебя, кроме как сторонником бид’а»,
затем приказал, чтобы его вывели».
Это также передано от Рабиата ибн Аби Абдур-Рах’ман - учитель Малика ибн Анаса,
да будет доволен ими Аллаh”. Асмаа вас-Сыфат стр. 408.
Имам Малик не допускает буквальное понимание этого аята, также не допускает
образ, а напротив отвергает. Как один ученый объяснил, если тот, который задал
вопрос имаму Малику не понял бы буквально, то имам Малик, рахимахуллаh, не отриагировал бы на это таким образом.
Во времена
Пророка, мир ему, все мусульмане знали, что Аллаh Существует без подобия в Сущности, в Сифатах, в
Действии. Исходя из этих постулатов никто не понимал “Истава” как “Утвердился”
или “Вознесся”, потому-что это действия созданий Аллаhа. Но позже появилась бид’а с
вопросом “Как?”, что уже говорит о мышлении связанным с образом. Но другие
заблудшие пошли дальше, сказав- Образ есть, но не знаем Какой. Понятие “образ”
свойство созданий Аллаhа,
а Аллаh
не имеет подобия. Поэтому знание об Аллаhе это утверждение - Он не имеет образа, Его
Сифаты не имеют образа, Его Действия не имеют образа. Наличие образа ведет к
имению какой-либо формы, а любая форма имеет ограничения, Аллаh Существут без ограничений.
Все признают что АллаhВечный без начала и Вечный без конца, но доконца не понимают смысл
этого. А это существование без изменения.
Кому присуще изменение, тот что-то приобретает или утрачивает. Аллаh чист от этого! Если бы “Истава”
было бы в понятии “Утвердился” это означало бы пробретение нового Сифата, т.к, ‘Арш
создан, а утвердиться над ним можно только меняя состояние. Существуя не над ‘Аршем
до создания ‘Арша, потом создав ‘Арш утвердиться над ним это изменение, Аллаh чист от этого! Кто хочет
следовать пути Салафов, должен говорить, Аллаh сделал Истава над ‘Аршем, без подобия, и без
образа. И еще можно сказать другими словами: Аллаh сделал над ‘Аршем Действие, которое назвал в Коране
Истава. Изменение произошло не с Аллах1ом, а с ‘Аршем.