Каково же правильное значение слова «истава»? Рассмотрим это на примере 5-го Аята Суры «То-hа». Слово «истава» имеет в арабском языке много значений: теолог и языковед Аль-Хафиз Абу Бакр бну Араби сказал о 15-ти значениях этого слова , некоторые языковеды указали, что количество значений этого слова - 14. Перечислим некоторые из этих значений: созреть, выравнивать, сидеть, властвовать, сготовиться (о пище). Ваhhабиты выбрали для толкования смысла рассматриваемого Аята значение «сидеть». Оно неприемлемо, так же как неприемлемы значения «созревать», «выравнивать» и другие, не соответствующие значению данного Аята. Толковать Аят необходимо в соответствии с религией, следуя правилу, что это толкование не должно войти в противоречие с Аятами, называемыми «мухкамат» (Аятами прямого смысла). Аллаh не нуждается в созданном: ни в чем и ни в ком. Аллаh не нуждается ни в месте, ни в направлении, ни в чем-либо другом. Достаточное доказательство этому приведено в следующем Аяте «мухкамат» Кор`ана: لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَىْ (Сура «Аш-Шура», Аят 11). Это означает: «Нет ничего подобного Аллаhу». Если бы Аллаh занимал какое-либо место, то, соответственно, было бы Ему присуще подобие, а подобие означает, что Ему были бы свойственны границы и объем, то есть: длина, ширина, высота. Кто обладает этими качествами - создан и нуждается в Том, Кто определил ему их, а нуждающийся не может быть Богом. Таким образом, 5-й Аят Суры «То-hа» имеет следующий смысл, отвечающий Величию Аллаhа: «Милостивый (для всех на Этом Свете) властвует над Аль-‘Аршем». Этот Кор`анический Аят сообщает о Всемогуществе Аллаhа, Которому все из созданного подвластно, и в Его Власти находится самое грандиозное из Его созданий – Аль-‘Арш, который был создан Богом для того, чтобы показать Свое Могущество (как сообщил Имам ‘Али Ибн Абу Талиб). Далее, в качестве доводов к тому, что суждения Мухаммада Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаба и его последователей невежественны и противоречат религии Ислам, приведем Хадисы Пророка Мухаммада, мир Ему, и высказывания теологов Ислама. Сказал Посланник Аллаhа, мир Ему:
كَانَ اللهُ وَلَمْ يَكُنْ شَىْءٌ غَيْرُهُ
что означает: «Аллаh был Вечно, и ничего не было кроме Него», - не было воды, воздуха, земли, небес, Аль-Курсий, Аль-‘Арша, людей, джиннов, Ангелов, времени, места.... Аллаh существовал до создания места, и после его создания Он не нуждается в нем. Этот Хадис передали Имамы Аль-Бухарий, Ибн Аль-Джаруд и Аль-Байhакый. В другом Хадисе Пророк Мухаммад мир Ему сказал:
أَنْتَ الظَّاهِرُ فَلَيْسَ فَوْقَكَ شَىْءٌ وَأَنْتَ البَاطِنُ فَلَيْسَ دُونَكَ شَىْءٌ، что означает: «О Аллаh, Ты - Аз-Заhир: Тебе не присуще «над»; Ты – Аль-Батын: Тебе не присуще «под»». Ученые Ислама объяснили: Кому не присуше ни «над», ни «под», Тот существует без места. Передал это изречение Имам Аль- Байhакый в своей книге «Аль-Асма` уа-с-Сыфат» («Имена и Сыфаты»). Приведем еще одно высказывание, которое является опровержением позиции тех, кто приписывает Аллаhу направление и место. Сказал Имам ‘Али Ибн Абу Толиб :
что означает: «Аллаh существовал до создания места без места, и сейчас Он существует таким, каким и был», т.е. без места. Передал эти слова Имам Абу Мансур Аль-Багдадий. Также Имам ‘Али сказал:
« إِنَّ اللهَ تَعَالى خَلَقَ العَرْشَ إِظْهَارًا لِقُدْرَتِهِ، وَلَمْ يَتَّخِذْهُ مَكَانًا لِذَاتِهِ » رَوَاهُ الإِمَامُ أَبُو مَنْصُور البَغْدَادِيّ
«Воистину, Аллаh создал Аль-‘Арш , показывая Свое Могущество, и не сделал его местом для Себя». Передал это высказывание Имам Абу Мансур Аль-Багдадий в своей книге «Аль-Фарку байна-ль-Фирак» («Различие между течениями»). Имам Абу Ханифа, известный теолог Ислама, которому посчастливилось в своей жизни встречаться и получать знания от шести сподвижников Пророка Мухаммада, мир Ему, говорил:
كَانَ اللهُ وَلا مَكَانُ, كَانَ قَبْلَ أَنْ يَخْلُقَ الْخَلْقَ, كَانَ وَلَمْ يَكُنْ أَيْنٌ وَلا خَلْقٌ وَلا شَىْءٌ, وَهُوَ خَالِقُ كُلِّ شَىْءٍ, فَمَنْ قَالَ: لا أَعْرِفُ رَبِّي أَفِي السَّمَاءِ أَمْ فِي الأَرْضِ فَهُوَ كَافِرٌ” что означает: «Аллаh был Вечно, и не было места. Аллаh был до того, как создал что-либо. Он был, и не было «где-либо» и «чего-либо». Он – Создатель всего, и потому, если кто-то говорит: «Я не знаю, мой Господь на земле или на небе», тот - кяфир (неверующий)».
|