Суждение относительно ошибочного мнения, что якобы деяние-фард и деяние-нафль равнозначны
Суждение относительно ошибочного мнения, что якобы деяние-фард и деяние-нафль равнозначны
Существует три правила, от которых мы будем отталкиваться при разъяснении данного вопроса:
1) Известно, что фард (обязательное по религии деяние) и нафль
(необязательное, но рекомендуемое для выполнения деяние) не
равнозначны. Фард – это деяние, за выполнение которого человек
удостаивается от Аллаhа вознаграждения (саваба),
а за невыполнение достоин получить мучение в Аду. Что же касается
деяния-нафля, то за его выполнение человек удостаивается
вознаграждения, однако, если не выполняет его, наказания не получает;
2) Известно, что тот, кто соблюдал Пост-фард (т.е. обязательный
Пост), получает вознаграждение Поста-фарда, а тот, кто выполняет
Пост-нафль (т.е. необязательный Пост), получает соответственно
вознаграждение Поста-нафля, и эти вознаграждения не одинаковы, не
равнозначны. Или – другой
пример: вознаграждение того, кто соблюдал Пост Рамадана (т.е.
обязательный Пост), больше, чем вознаграждение пригласившего его к себе
на Ифтар (вечернее разговение по окончании дня Поста), так как тот, кто
соблюдал Пост Рамадана,выполнял свою религиозую обязанность – фард, а
тот, кто пригласил его на Ифтар, совершил необязательное действие –
нафль;
3) Известно также, что, если человек не задумывался по поводу
какого-либо вопроса по религии, это не означает, что он его отрицает.
Великий ученый-теолог нашего времени, мухаддис Шейх ‘Абдуллаh
Аль-hарарий (да облагодетельствует его Аллаh Своей Милостью!), исходя
из вышеизложенных правил, дал религиозное разъяснение вопроса о
деянии-фард и деянии-нафль. Шейх ‘Абдуллаh Аль-hарарий сказал, что
значение Хадиса: в котором сказано о вознаграждении человека,
угощавшего на Ифтаре постившегося, таково: его вознаграждение будет
большим, однако, оно не будет равным вознаграждению того, кто соблюдал
обязательный Пост, – ни по качеству, ни по количеству1.
Подобный же смысл имеет Хадис, сообщающий о большом вознаграждении
тому, кто указывает другому путь к совершению добра, а также Хадис, в
котором сказано о чтении Суры «Аль-Ихлас» - что ее чтение
приравнивается к чтению одной третьей части Кор`ана: этот Хадис
означает, что вознаграждение за чтение Суры «Аль-Ихлас» – большое,
однако не такое, как за чтение одной третьей части Кор`ана. В этой
связи обращаем внимание на тот случай, когда человек считает, что Хадис
о вознаграждении за угощение постившегося означает, что тот, кто угощал
соблюдавшего обязательный Пост, имеет абсолютно такое же
вознаграждение, как и постившийся (например,когда один из них имеет 100
хасана (воздаяний за благодеяния) и другой – такие же 100 хасана), -
такое убеждение относится к куфру (неверию). Если же человек не был
убежден, что их вознаграждения идентичны, то это не куфр.
Приведем пример для разъяснения этого. Так, если у одного фермера
имеется 100 лошадей и у другого – 100 лошадей, то это не означает, что
100 лошадей первого фермера и 100 лошадей второго одинаковы – они
отличаются, как по своему внешнему виду, так и по другим качествам. Кто
же считает, что вознаграждения за деяние-фард и деяние-нафль абсолютно
одинаковы, тот будто бы говорит, что фард и нафль – равнозначны.
Однако, когда один мусульманин соблюдал Пост-фард, а второй угощал его,
что является нафлем, - разве мы можем сказать, что их вознаграждения
одинаковы?! Даже если человек недавно принял Ислам и ему не пришла
неверная мысль, что вознаграждения за деяние-фард и деяние-нафль якобы
одинаковы, но он знает, в чем заключается разница между этими деяниями2,
то если он считает, что за них будет абсолютно равное вознаграждение,
он совершает куфр, и нет ему оправдания в том, что он недавно стал
мусульманином. Если же он не знает о разнице между фардом и нафлем, то
он не совершает куфра (такому человеку известно, что и фард, и нафль
являются благодеяниями, но он не знает, что за невыполнение фарда
мукалляф достоин получить наказание, в то время как за невыполнение
нафля наказания ему не будет). Если же кто-либо понял этот Хадис в
прямом смысле, и при этом не считал, что вознаграждения постящегося и
угощавшего его абсолютно равны, то этот человек не попал в куфр
(неверие).
Рассмотрим случай, когда один мусульманин выполнял Пост-нафль, а другой
угощал его на Ифтаре. Тот, кто считает, что их вознаграждения абсолютно
равны, не совершает куфр, так как возможно, чтобы их вознаграждения
были одинаковыми, поскольку вознаграждение угощающего постившегося
велико и, кроме того, каждое из этих 2-х благодеяний относится к
деяниям-нафль, т.е. они оба необязательны.
ВАЖНОЕ НАПОМИНАНИЕ:
Если человек отступил от Ислама (совeршил куфр), то ему следует
назамедлительно вернуться к Вере путем произнесения Свидетельств Ислама
на арабском языке;
если же не может по-арабски, то произносит их на другом понятном ему
языке (по-русски достаточно сказать:«Нет божества кроме Единого Бога,
Мухаммад – Его Посланник»).
1 Данный Хадис относится к
Хадисам-муташабиhат (Хадисам непрямого смысла), что делает необходимым
для передачи смысла этого Хадиса давать ему толкование, а не буквальный
перевод. Буквальный же перевод данного Хадиса таков: «Кто угощает на
Ифтаре постившегося, получает вознаграждение, подобное вознаграждению
самого постившегося».
2 Разнца между фардом и нафлем
заключается в следующем: за невыполнение фарда мукалляф (т.е.
ответственный за свои деяния) достоин получить наказание, а за
невыполнение нафля наказания не получает.