Рамадан: вопросы и ответы
1. Кто обязан поститься в месяце Рамадан?
Обязан поститься в месяце Рамадан каждый мусульманин-мукалляф, который в состоянии соблюдать Пост. Недействителен Пост женщины в период менструации и послеродового очищения, и они обязаны потом соблюдать Пост запропущенные дни в качестве долга.
2. Перечислите, кому разрешается не соблюдать Пост.
Разрешено не соблюдать Пост больному, беременной и кормящей грудью женщине, если они не в состоянии выдержать его. Они обязаны соблюдать Пост в за эти дни вкачестве долга. Разрешено так-же не соблюдать Пост беременным и кормящим грудью женщинам в том случае, когда они опасаются за здоровье своего ребенка. Они обязаны дать Фидья и соблюдать Пост в качестве долга. Также разрешено не соблюдать Пост тому, кто выехал в путешествие на дальнее расстояние (более 80 км), дажеесли ему не трудно поститься. Также разрешается не поститься тому, кто не в состоянии соблюдать Пост, как например, из-за старости, хронически-тяжелого состояния и неизлечимой болезни.
3. Нужно ли определять намерение для соблюдения Поста и когда?
Нужно определять намерение на каждый день Поста Рамадана заранее. Время намерения - после захода солнца и до рассвета. При этом надо сделать намерение о соблюдении Поста следующего дня Рамадана в течение этого времени.
4. От чего обязан воздержатьсяя постящийся?
Постящийся обязан воздержаться от совершения полового акта, онанизма и мастурбации, вызывания рвоты, отступления от Веры, принятия во внутрь чего-либо, имеющего объем (сюда не относится своя чистая слюна в полости рта).
5. Нарушает ли Пост рвота?
Если рвота была непроизвольной и ничего не было проглочено, то Пост не нарушается. Если же была проглочена своя рвота или слюна, смешанная с ней специально, или же рвота была вызвана, то Пост нарушается.
6. Нарушает ли Пост потеря сознания или рассудка в дневное время месяца Рамадан?
Если человек потерял рассудок хотя бы на мгновение, то Пост нарушается. Если человек потерял сознание на целый день (т.е. от рассвета да захода солнца), то Пост также нарушается. Если же человек спал весь день, то его Пост не нарушается.
7. В какие дни Пост недействителен?
Не разрешается и недействителен Пост в дни 2-х Праздников (‘Ид «Аль-Фитр» и ‘Ид «Аль-`Адха») и в три дня «Ат-Ташрик». Также не постятся во второй половине месяца Ша‘бан и в день сомнения (30-го числа месяца Ша‘бана), хотя разрешается в случаях, если человек постился непосредственно до этого, или если возвращает долг, или выполняет назр или вирд, или каффара.
8. Каково положение человека, совершившего половой акт в дневное время месяца Рамадан без оправдания?
Нарушивший один день Поста месяца Рамадан сознательным совершением полового акта, помня, что он соблюдает Пост, совершил грех, за который должен немедленно отдать в качестве долга Пост за этот день, а также искупить его (каффара): освобождением одного работоспособного раба-мусульманина, а если не в состоянии этого сделать, то поститься два месяца подряд, если же и это не в состоянии сделать, то накормить 60 мискинов (бедняков), давая каждому из них мудд продуктов, наиболее употребляемых в данной местности.
9. Когда бывает Ночь «Аль-Кадр»?
Ученые имели разное мнение о том, когда бывает Ночь «Аль-Кадр». Наиболее сильное из них то, согласно которому она бывает в одну из десяти последних ночей Рамадана. Это мнение Имамов Малика, Аш-Шафи‘и, Аль-Ауза‘и, Абу Саура и Ахмада Ибн Ханбаля. Имам ‘Али, ‘А`йша и Убейд Ибн Каб сказали, что это Ночь приходится на 27 число месяца Рамадан. Другие сказали, что скрыто от нас знание о том, в какую ночь будет «Лейлят Аль-Кадр». Она может быть в любую из ночей месяца Рамадан. Мудрость этого заключается в том, чтобы люди старались больше соблюдать Повеления Всевышнего на протяжении всего Священного месяца Рамадан.
10. Когда Пророк Мухаммад, мир Ему, получил от Аллаhа первые Аяты Священного Кор`ана?
Пророк Мухаммад, мир Ему, получил Первое Откровение в Ночь «Аль-Кадр». Тогда она была 24 числа месяца Рамадана.
11. Первые Аяты какой Суры получил Пророк Мухаммад, мир Ему, в Первом Откровении?
Пророк Мухамммад, мир Ему, получил первые пять Аятов Суры «Аль-‘Аляк».
12. Какие Священные Писания также были ниспосланы в месяце Рамадане?
Василя Ибн Аль-Аско передал, что Пророк, мир Ему, сказал: «Тора была ниспослана шестого числа месяца Рамадан, Евангелие – тринадцатого числа месяца Рамадан, а Кор`ан был ниспослан двадцать четвёртого числа месяца Рамадан».
13. Был ли месяц Рамадан, месяцем Поста у мусульман общин предыдущих Пророков (до Пророка Мухаммада, мир Ему)?
Нет, Рамадан не был месяцем Поста у мусульман общин предыдущих Пророков.
14. В каком году hиджры было повелено соблюдать Пост?
Пост было повелено соблюдать во втором году hиджры.
15. Какие преимущества имеет мусульманин организующий ифтар?
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: «Кто угощает постящегося на Ифтаре, имеет большой сауаб, но меньший, нежели постившийся, и при этом вознаграждение последнего не уменьшается». Передал Ат-Тирмизий.
16. Какие преимущества имеет мусульманин, соблюдающий Пост в течении 6-ти дней в месяце Шаууаль?
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: «Кто соблюдает Пост месяца Рамадана и вслед за ним 6 дней Шаууаля, тот будто бы соблюдает Пост целый год».
17. Что сказано Пророком Мухаммадом, мир Ему, о соблюдении Поста за умершего, у которого остались долги по Посту?
Если кто-то умер, и за ним был долг по Посту Рамадана, то этот Пост может соблюдать вместо него его попечитель. Об этом сказано Пророком Мухаммадом, мир Ему: «За умершего, у которого был долг по Посту, может отдать этот долг его близкий (например, сын)». Передал Имам Муслим.
Закят «Аль-Фитр»
Закят «Аль-Фитр» - это обязательное Пожертвование за тело мусульманина, в отличие от Пожертвования за его имущество. Оно является обязательным для каждого мусульманина, имеющего дополнительные средства (кроме тех, которые необходимы ему для обеспечения самого себя и тех, кто находится на его иждивении, если они мусульмане) на момент дня Праздника «Аль- Фитр», а также на его ночь.
Закят «Аль-Фитр» выдается в размере са‘а (пригоршня среднего человека) продуктов, наиболее употребляемых в данной местности (например, пшеница). Разрешается выдать Закят в его денежном эквиваленте. 1 са‘а пшеницы приблизительно равен 1кг 650 грамм. Выделение средств, которые должны быть розданы в качестве Закята «Аль-Фитр», должно сопровождаться нийятом (намерением). Мужчина должен выделить Закят «Аль-Фитр» за себя, свою жену и детей, не достигших половой зрелости, а также за каждого родственника, на которого он должен расходовать свои средства, таких как отец, мать и др. Пожертвование не принимается в том случае, если оно выделяется за сына, достигшего половой зрелости, без разрешения и согласия последнего.
Закят «Аль-Фитр» является обязательным, считая с момента захода солнца последнего дня Рамадана, за каждого мусульманина, встречающего хотя бы часть месяца Рамадан и часть следующего месяца - Шаууаля. Отец обязан выделить Закят «Аль-Фитр» за новорожденного ребенка, родившегося даже в последний день Рамадана и оставшегося живым после захода солнца последнего дня месяца Рамадан. Передача Закята бедным должна осуществляться до захода солнца праздничного дня. Нельзя опаздывать с передачей данного Пожертвования без уважительных причин. Разрешается выполнить это раньше указанного времени, т.е. начиная с первого дня Рамадана, но лучше выделить Закят «Аль-Фитр» в день Праздника, до выполнения Намаза Праздника «Аль-Фитр».
Закят выдается перечисленным ниже категориям мусульман, находящихся в данной местности:
Факыр – нищий, не имеющий даже половины того, что ему необходимо для существования;
Мискин - нуждающийся, но имеющий больше половины того, что необходимо для жизни, однако не обеспечивающее достаток;
Аль-‘амилюна ‘аляйhа - сборщики Закята, назначенные правителем, но не получающие зарплаты за эту работу;
Аль-муалляфату - кулюбуhум - недавно принявшие Ислам и не находящиеся в тесном контакте с мусульманами. Закят дается имдля крепления их Веры;
Фи-р-рикаб - рабы, подписавшие со своими хозяевами договор о выкупе себя из рабства;
Аль-гаримун - должники, не имеющие возможности расплатиться с долгом;
Фи сабили-лляh - добровольцы, сражающиеся за Ислам;
Ибну-с-сабиль - путешественник, не имеющий возможности вернуться домой или добраться до места назначения.
Не засчитывается передача Закята кому-либо, кроме перечисленных выше людей.
Если человек ограничивается выдачей Закята одной из этих групп людей, то это разрешено.
Закят «Аль-Фитр» можно передать лично перечисленным выше категориям людей, а можно передать через доверенных лиц. Рекомендуется отдать денег чуть больше, чем расчитанная сумма, чтобы не было сомнений в том, что Закят отдан полностью. При этом следует иметь намерение, что та часть, которая превышает размер Закята, отдается как Садака (добровольная, необязательная Милостыня) ради Аллаhа.
Будьте осторожны!
Опровержение домыслов в отношении месяца Рамадана
К сожалению, в наше время среди мусульман распространились неверные мнения относительно месяца Рамадан. В этой статье будет дано опровержение некоторых из этих мнений. Они не имеют подтверждений ни в Кор`ане, ни в изречениях Пророка Мухаммада, мир Ему.
Сказано в Кор`ане (Сура «Ан-Нахль», Аят, 116): Что означает: «Не говорите ложно, измышляя от себя: «Это - разрешено, а это - запрещено»».
1. Некоторые неверно утверждают, что ночью, после совершения намерения о соблюдении Поста, запрещено есть.
Опровержение: Исламские ученые сказали, что разрешается пить, есть, вступать в половые отношения ночью после совершения намерения о соблюдении Поста.
2. Некоторые неверно утверждают, что не принимается Пост у человека, который проспал весь день.
Опровержение: Исламские ученые сказали, что Пост того, кто сделал намерение соблюдать Пост, затем уснул до рассвета и проснулся лишь после захода солнца, принимается, и такой человек не совершает грех. А что касается совершения Намаза, то если человек не проснулся или его не разбудили, то он совершает его в качестве долга и также не впадает в грех. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: «Не отвечает за свои действия спящий, пока не проснется».
3. Некоторые неверно утверждают, что нельзя (нежелательно) жениться в месяце Рамадан.
Опровержение: Исламские ученые сказали, что разрешено жениться в месяце Рамадан, и это не является нежелательным (макруhом). Разрешено посвататься и совершить Никях (акт бракосочетания). А что касается половых отношений, то это нельзя делать в то время, когда человек соблюдает Пост, а после захода солнца разрешено. Если же человек, вступивший в брак в месяце Рамадан, боится, что не сможет удержаться от половых отношений с женой днем, то может перенести свадьбу на более позднее время.
4. Некоторые неверно утверждают, что заключение брака в период между Праздниками - харам (запрещено) или нежелательно.
Опровержение: Исламские ученые сказали, что тот, кто утверждает подобное, противоречит Шари‘ату, так как передал Имам Муслим, что ‘А`иша сказала, что Пророк Мухаммад, мир Ему, женился на ней в Шаууале (следующий месяц после Рамадана) и их свадебная ночь тоже была в Шаууале.
5. Некоторые неверно утверждают, что начало и конец месяца Рамадана, можно узнать путем расчетов у астрологов.
Опровержение: Исламские ученые сказали, что месяц начинается с появления молодой луны. За этим нужно вести визуальное наблюдение. Если неудастся увидеть молодой месяц, то месяц Ша‘бан считается 30м днем. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: «Соблюдайте Пост, когда увидите молодой месяц (Рамадан), а если не смогли его увидеть, то высчитайте завершение месяца Ша‘бан тридцатым днем, и прекращайте Пост, когда увидите молодой месяц Шаууаля». Передали Имамы Аль-Бухарий, Муслим и другие.
Также Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил: «Наша община не занимается расчетами и записями того, месяц будет так или таким или
другим (т.е 29 дней или 30)».
6. Некоторые неверно утверждают, что злословие нарушает Пост.
Опровержение: Исламские ученые сказали, что злословить в адрес мусульманина является грехом, но злословие не нарушает Пост. Сказал Имам Ахмад Ибн Ханбаль: «Если бы злословие нарушало Пост, то тогда не был бы принят наш Пост», т.к. многие люди, даже соблюдая Пост,
злословят.
7. Некоторые неверно утверждают, что Закят (обязательное пожертвование) выплачивается только в месяце Рамадан.
Опровержение: Исламские ученые сказали, что Закят необходимо выплачивать за имущество, которое находится в распоряжении человека в течении лунного года. Например, если имущество было у человека в течении года от Рамадана до Рамадана, то Закят он выплачивает в Рамадане, если от Шаууаля до Шаууаля то выплачивается в Шаууаль и т.д. Если человек опаздывает и не выплачивает Закят по истечении срока без религиозного оправдания, то он совершает грех.
8. Некоторые неверно утверждают, что не принимается Пост у тех, кто не совершает Намаз.
Опровержение: Исламские ученые сказали, что принимается Пост у постящегося мусульманина, пока он не нарушил свой Пост (принятием пищи, питья, совершением полового акта, отступлением от Веры). Мусульманин, который соблюдает Пост и не соблюдает Намаз, совершает каждый день 5 больших грехов из-за того, что не Молится, но его Пост действителен.
9. Некоторые неверно утверждают, что если человек вдыхает запах цветов, то его Пост нарушается.
Опровержение: Исламские ученые сказали, что если вдыхать запах цветов, благовоний и любые другие запахи, то это не нарушает Пост, так как при этом ничего имеющее объем не попадает внутрь через отверстия в теле.
10. Некоторые неправильно поступают, делая Сахур (принятие пищи и питья перед днем Поста) в первую половину ночи.
Опровержение: Исламские ученые сказали, что время Сахура наступает во второй половине ночи. Поэтому тому, кто хочет получить благословение этого времени, Сахур необходимо сделать именно в это время. Можно выпить хотя бы глоток воды.
11. Некоторые неверно утверждают, что проглатывание слюны нарушает Пост.
Опровержение: Исламские ученые сказали, что проглатывание чистой (ни с чем не смешанной) слюны из полости рта не нарушает Пост. А кто полагает, что проглатывание чистой слюны нарушает Пост, попадает в неверие (куфр), потому что в этом мнении, не соответствующем
религии, есть осложнения для мусульман. Иногда приходится видеть, как в Рамадан некоторые несведующие люди постоянно сплевывают, боясь проглотить свою чистую слюну.
12. Некоторые неверно утверждают, что удаление зубов нарушает Пост.
Опровержение: Исламские ученые сказали, что удаление зубов не нарушает Пост, если человек сознательно не проглатывает кровь, даже если малое количество. А кто проглотил кровь случайно, у того Пост не нарушается.
13. Некоторые поступают неправильно, завершая день Поста, основываясь на календаре.
Опровержение: Исламские ученые сказали, что время «аль-фаджр» (рассвет - время начала Поста) имеет свои особые признаки, как и время захода солнца (время окончания Поста) имеет свои признаки. Если человек руководствуется `Азаном, то нужно руководствоваться `Азаном, который читает Богобоязненный человек. Тот, кто хочет соблюдать религиозные обязанности правильно, должен удостовериться в начале и конце времени Поста.
14. Некоторые неверно утверждают, что нельзя поститься джунубу (тому, кому необходимо совершить Гусуль).
Опровержение: Исламские ученые сказали, что если человек был в состоянии «джанаба» в течении месяца Рамадан и при этом соблюдал Пост, то его Пост принимается, но он совершил много больших грехов, потому что не совершал Намазы-фард (обязательные). ‘А`иша - жена Пророка Мухаммада, мир Ему, рассказывала, что когда наступал рассвет и Пророк, мир Ему, был в состоянии «джанаба», после совершения полового акта с женой, Он совершал Аль-Гусуль (ритуальное омовение всего тела) и соблюдал Пост (см. у Аль-Бухарий).
15. Некоторые неверно утверждают, что следующие пять действий нарушают Пост: запретный взгляд, ложь, злословие, сплетни и поцелуй, и говорят, что якобы об этом сказано в Хадисе Пророка Мухаммада, мир Ему.
Опровержение: Исламские ученые сказали, что эти слова не являются Хадисом, а являются ложью по отношению к Пророку Мухаммаду, мир Ему. Однако некоторые из этих действий аннулируют вознаграждение за Пост, например, таковы сплетни - передача разговоров с целью навредить мусульманам.
Дорогие братья и сестры–единоверцы!
Призываем вас приобретать и передавать
Религиозные Знания, потому, что благодаря этому
люди узнают, что разрешено и что запрещено. Тот
же, кто не изучает Ислам, похож на человека,
блуждающего во тьме.