Смерть - это истина, а также истина, что к ней нужно готовиться
Смерть - это истина, а также истина, что к ней нужно готовиться
Упоминание
о смерти в Коране и Хадисах Пророка Мухаммада, мир Ему В начале нашей
книги мы расскажем вам об упоминании в Коране и изречениях Пророка
Мухаммада, мир Ему, о смерти.
Этой теме посвящено много Аятов и Хадисов. Мы приведемлишь некоторые из них. Сказано в Коране (Сура 3 «Али Имран», Аят 185), что означает: «Каждая
душа познает вкус смерти. В Судный День сполна воздастся вам: кто
избавлен будет от огня Ада и будет введен в Рай, – тот познает вкус
успеха. А жизнь в этом мире – обманчивое наслаждение».
Сказано в Коране (Сура 21 «Аль-Анбия», Аят 35), что означает: «Всякая
душа вкусит смерть; в этой жизни Аллах1 испытывает вас вашими добрыми и
плохими деяниями, а на Том Свете вы будете отвечать».
Сказано в Коране (Сура 29 «Аль-Анкабут», Аят 57), что означает: «Каждая душа вкусит смерть. Затем вы будете воскрешены».
Сказано в Коране (Сура 32 «Ас-Садждa», Аят 11), что означает: «Скажи: «Ангелу смерти поручено забрать ваши души, а после смерти вы будете воскрешены»».
Сказано в Коране (Сура 39 «Аз-Зумар», Аят 30), что означает: «Поистине, ты (о Мухаммад) смертен, и они смертны».
Сказано в Коране (Сура 50 «Каф», Аят 19), что означает: «И, воистину, наступила смерть, и это – истина, как бы ты ни стремился ее избежать».
Сказано в Коране (Сура 56 «Аль-Вакиа», Аяты 83-85), что означает: «Когда
душа подступает к горлу умирающего, вы можете только смотреть, но не
можете помочь ему. Воистину, Аллах1 – Всемогущий и Всезнающий».
Сказано в Коране (Сура 62 «Аль-Джуму‘а», Аят 8), что означает: «Скажи: «Смерть, от которой вы бежите, настигнет вас. И, воистину, на Том Свете вы будете отвечать за ваши деяния»».
Сказано в Коране (Сура 75 «Аль-Кыйяма», Аяты 26-30), что означает: «Когда
душа, выходя из тела, подступит к горлу, кто тогда сможет спасти его, и
кто сможет сохранить жизнь ему?! Но человек бессилен что-либо сделать.
Смерть – истина, и каждый будет отвечать в День Суда за свои поступки».
Пророк
Мухаммад, мир Ему, многократно напоминал людям о неизбежности смерти.
Абу Х1урайра передал, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: «Чаще вспоминайте разрушительницу удовольствий (то есть смерть)». Этот Хадис приводит Ат-Тирмизий. Ученые
Ислама сказали об этом Хадисе, что он очень лаконичен: в нем мало слов,
но он содержит в себе великий смысл, он совершенен с точки зрения
поучения, увещевания. Это действительно так, ведь кто вспоминает о
смерти, трудностях ее переживания и боится того, что последует после
нее, тот забывает об удовольствиях этой жизни, ее преходящих ценностях.
Воспоминание о смерти подавляет желание веселиться, радоваться благам
этой жизни и напоминает о необходимости поклонения Аллах1у.
Человек,
вспоминающий о смерти, перестает думать следующим ошибочным образом:
пока он молод, ему якобы все дозволено, а соблюдением своих религиозных
обязанностей он займется в будущем. Никто не сможет избежать смерти,
никто не знает, когда она придет. Возможно, завтра кого-то из нас не
станет. А готовы ли мы к тому, чтобы отвечать за свои поступки?
Достаточно ли мы делали Богоугодных дел? Обо всем этом надо задуматься
уже сегодня. Пока не поздно мы должны исправиться, придерживаться пути
Ислама знанием и соблюдением и чаще вспоминать о смерти,
«разрушительнице удовольствий» и надежд на долгое будущее.Анас ибн
Малик передал, что Пророк, мир Ему, сказал: «Раньше
я запрещал вам посещать кладбища, теперь же я разрешаю вам это.
Посещайте их, – поистине, это смягчает ваши сердца и наполняет глаза
слезами смирения в этой жизни и напоминает вам о будущей». Этот Хадис приводят Муслим, Абу Дауд и др.
Сказал Пророк Мухаммад, мир Ему: «Благоразумен тот, кто контролирует себя и действует согласно Шариату ради того, что будет после смерти. Беспомощным (слабовольным) из вас является тот, кто следует своим желаниям и при этом тешит себя надеждой, считая, что Аллах1 смилостивится над ним». Этот Хадис приводит Ат-Тирмизий.
Если
мусульманин контролирует себя и не поддается низменным желаниям, то он
стремится совершать благие дела (одобренные Аллах1ом), надеясь на Его
вознаграждение. Он готовится к будущей жизни: выполняет дела, угодные
Аллах1у, стремится не совершать грехи и часто вспоминает Всевышнего
Аллах1а. Мусульманин знает, что только эти действия приносят пользу и
могут помочь ему в Судный День. Слабовольный же человек следует своим
греховным желаниям и не выполняет Повеления Аллаx1а. Аль-Хасан
Аль-Басрий сказал, что существуют люди, греховные желания которых, став
их натурой, повлияли на образ их мышления и поведение. Уходят эти люди
из жизни, не имея ни одного благого деяния. Боль, испытываемая
человеком во время смерти (когда душа умирающего покидает тело),
страшнее боли от тысячи ударов мечом, от распиливания или разрезания
тела ножницами. Жена Пророка Мухаммада, мир Ему, Аиша рассказывала: «В то время, когда Посланник Аллах1а лежал при смерти, в моих руках был кувшин (или банка) с
водой. Он опускал в нее свою руку и затем обтирал этой водой свое лицо
и просил у Аллах1а Всевышнего дать силы терпеть во время смерти».
Передано
от Абдуллах1а ибн Амра, что когда Посланник Аллах1а, мир Ему, упомянул
в своем изречении о Мункаре и Накире, Умар ибн Аль-Хаттаб спросил у
Него: «О Посланник Аллах1а! Возвращается ли к нам наш разум в могиле?» Пророк, мир Ему, ответил: «Да, в таком же виде, как и сегодня».Умар ибн Аль-Хаттаб был очень удивлен этому. Имамы Аль-Бухарий и Муслим передали от Анаса следующий Хадис
Пророка, мир Ему: «Воистину,
после того, как раба Божьего похоронят, и друзья покинут его могилу, и
он услышит звук их удаляющихся шагов, подойдут к нему два Ангела,
посадят его и спросят: «Что ты говорил о Мухаммаде?» Если умерший был
верующим, то он ответит: «Я знаю, верю сердцем и подтверждаю языком,
что Он – раб Аллаhа и Его Посланник». И тогда Ангелы скажут ему:
«Посмотри на свое место в Аду: Аллах1 заменил его тебе местом в Раю», и
он увидит оба эти места. А если умерший был кяфиром (неверующим)
или мунафиком, то на вопрос Ангелов он ответит: «Не знаю. Я говорил то,
что говорили о Нем люди». Ангелы скажут ему: «Не знал и не ответил».
Затем Ангелы ударяют железным молотом между его ушей, и он кричит столь
громко, что его слышат все вокруг, кроме людей и джиннов».
Ибн Хиббан передал от Пророка Мухаммада, мир Ему, следующие слова:«Когда
похоронят умершего человека, подходят к нему два Ангела черно-синего
цвета. Одного зовут Мункар, второго – Накир. Ангелы спрашивают
умершего: «Что ты говорил о Мухаммаде»? Умерший скажет то, что говорил
о Нем при жизни. Если умерший был верующим, то он скажет: «Он – раб
Аллах1а и Его Посланник. Я знаю, верю сердцем и подтверждаю языком, что
нет божества кроме Аллах1а, и я знаю, верю сердцем и подтверждаю
языком, что Мухаммад – Его раб и Посланник». И Ангелы говорят Ему: «Мы
знали, что ты так ответишь». Затем его могила расширяется до размеров
семьдесят на семьдесят локтей и заполняется светом. И Ангелы скажут
ему: «Спи»! И он уснет словно молодожен, которого никто не будит, кроме
самого любимого из его семьи, и он будет так спать до того времени,
пока Аллах1 не поднимет его с этого ложа (пока не воскресит его)»