БИОГРАФИЯ ШЕЙХА АБУ ДЖА‘ФАР АТ-ТАХАУИЙ
Выдающийся мыслитель, теолог и правовед Ислама
X-XI вв. н. э. Абу Джа‘фар Ат-Тахауий (род. в 229 г., ум. 321 г. по hиджре1), да вознаградит его Аллаh Своей Милостью!
Имам Абу Джа‘фар Ахмад бин Мухаммад бин Саляма
бин Сальма бин ‘Абдуль-Малик бин Сальма бин Салим бин Сулейман бин Джанаб Аль-`Аздий
Аль-Хаджрий Аль-Мисрий, известный как Имам Ат-Тахауий2, - один из выдающихся ученых Ислама, которого крупные теологи
удостоили почетного титула «Довод Ислама». Это признание авторитетных людей Исламского
мира Имам Ат-Тахауий снискал благодаря своим высоким достижениям в таких фундаментальных
областях Исламского знания как наука о Хадисах Пророка Мухаммада3, мир Ему, и Фикh4. Волею Всевышнего Имаму Ат-Тахауий суждено было
жить в одно время с учениками таких светил Исламской мысли, как Имамы Абу Ханифа,
Малик, Шафи‘ий и Ибн Ханбаль. Это было время, названное Пророком Мухаммадом, мир Ему,
Золотым веком Ислама5 – время
жизни и деятельности мусульман-саляфитов (Аhлю-с-саляф). Именно в этот период достигли своего
расцвета наука о Хадисах и Фикh.
Свое восхождение к высотам Исламского знания Имам
Ат-Тахауий начинал с обучения у своего дяди по линиии матери Исма‘ила бин Яхья Музаний,
который являлся ведущим учеником великого Имама Шафи‘ий. Имам Ат-Тахауий замечал,
что его учитель для решения острых вопросов религии нередко обращался к работам
ученых ханафитской школы6. Он внимательно
изучал сочинения Имамов Мухаммада Ибн Аль-Хасана Аш-Шайбаний и Абу Юсуфа, классифицировавших
вопросы Исламского права согласно ханафитской школе. Со временем и сам Имам Ат-Тахауий
стал проявлять большой интерес к сочинениям Имама Абу Ханифы и к трудам других ханафитских
ученых и, в конце концов, примкнул к ханафитской школе, став одним из выдающихся
ее последователей.
Аллаh наделил Имама Ат-Тахауий великолепной
памятью, высочайшим интеллектом и необыкновенной силой усвоения знаний, благодаря
чему, а также своему стремлению к образованию, Тахауий стал обладателем колоссальных
познаний в области разных Исламских наук. Являясь автором ряда фундаментальных трудов
по вопросам Ислама, Имам Ат-Тахауий внес значительный вклад в Исламское знание.
Его энциклопедические по охвату материала книги «Китаб ма‘ани-ль-`асар» и «Баян мушкили-ль-`асар»
стали обязательными при подготовке специалистов в области Исламского законоведения
(Фикhа).
Имам Ат-Тахауий вошел в историю Исламской науки
как яркий и глубокий выразитель убеждения Аhлю-с-Сунна уа-ль-Джама‘а7 - убеждения, которое завещал Пророк Мухаммад, мир Ему, дабы
указать людям Путь к Спасению. «Аль-‘Акыда Ат-Тахауийя» относится к числу известнейших
работ Имама, которая, несмотря на малый объем, является основополагающим текстом
по Вероучению Ислама для всех поколений. В ней ученый излагает знания, которые необходимы
каждому мусульманину: в ней отражено то, во что он должен верить и что должен постичь внутренне.
Будучи научным трудом, «Аль-‘Акыда Ат-Тахауийя»
стоит в одном ряду с такими
выдающимися работами по Исламскому Вероучению
как «Аль-Фикhу-ль-Акбар»
(«Величайшее знание – о Единобожии») и «Аль-Уасыйя» («Завещание») Имама Абу Ханифы
и «‘Акыда» в изложнии Имама Ан-Насафий.
Важно подчеркнуть, что принципы Вероучения, изложенные
в «Аль-‘Акыде» Имама Ат-Тахауий, являются общими для всех сподвижников Пророка Мухаммада,
мир Ему, и их последователей, всех ведущих теологов Ислама, таких, как основоположники
и последователи всех четырех распространенных правовых школ Ислама: Имама Абу Ханифы
и его учеников - Имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, а также Имамов Малика, Шафи‘ий, Ахмада
Ибн Ханбаля и др. Эта общность во взглядах теологов объясняется тем, что положения
Вероучения Аhлю-с-Сунна
уа-ль-Джама‘а проистекают из Священного Кор`ана и согласуются с достоверными Хадисами
Пророка Мухаммада, мир Ему.
Для аргументации положений Вероучения Ислама,
изложенных в работе, автор «Аль-‘Акыды Ат-Тахауийя» привлекает Аяты Кор`ана и Хадисы
Пророка Мухаммада, мир Ему. К этим же источникам обращается ученый для опровержения
ложных взглядов течений, отклонившихся от Пути Пророка, мир Ему, которые были распространены
в его время (это – му‘тазилиты, джаhмиты, кадариты, джабриты, последователи хариджитов).
В своей работе Ат-Тахауий рассматривает также некоторые вопросы Вероучения, по которым
в его время велись жаркие дискуссии.
Книги великого ученого Абу Джа‘фара Ат-Тахауий
Милостью Божьей без искажений дошли до наших дней, что позволяет нам, его потомкам,
изучая их, углублять свои познания в Религии, ниспосланной Творцом всех миров.
____________________________________
1 hиджра – Переселение Пророка Мухаммада, мир Ему,
со сподвижниками из Мекки в Медину,
положившее начало мусульманскому
летоисчислению (летоисчислению hиджры). Как сообщается, hиджра произошла в 622 г. н. э. по григорианскому
календарю.
2 Это имя Имам приобрел благодаря
месту своего рождения, называемому «Тахауа» (Египет).
3 Хадис Пророка – повествование
о том, что Пророк сказал, совершил, а также – о том, что Он одобрил, отверг или
осудил молча.
4 Фикh – Исламское правоведение.
5 Золотой век Ислама приходится
на первые 300 лет после времени Пророка Мухаммада, мир Ему.
6 одна из богословско-правовых
школ в Исламе, основателем которой является Имам Абу Ханифа.
7 «приверженцы Сунны и Джама‘ата»
- Община мусульман, т.е. те, кто придерживаются Пути Пророка Мухаммада, мир Ему
(в Вероучении и вопросах Исламского права), Его сподвижников и праведных Имамов
последующих веков.
|